Проблемы деканов бизнес-школ
Бывали времена, когда само по себе попадание на должность декана ведущюю бизнес-школу могло быть приравнено к выигрышу в лотерее. Для счастливчика это означало хорошую оплату, престиж, возможность сочетать теорию с практикой, заниматься политикой учебного заведения и главное — чувствовать себя достаточно безопасно на своей должности, утверждает Мэтт Симондса (Matt Symonds), основатель SymondsGSB и QS World MBA Tour.
Экономическая рецессия же поставила все с ног на голову. Сегодня школам приходится бороться за свою прибыль ничуть не меньше, чем мировым корпорациям. Как следствие, деканам приходится заниматься не только своими непосредственными обязанностями, но и защищать роль бизнес-школ в глазах потенциальных студентов и работодателей, которые в будущем будут обеспечивать их выпускников работой.
Деканы бизнес-школ, по сути, потеряли последнее свое преимущество — сегодня они не могут чувствовать себя безопасно на своем рабочем месте. Исследование, проведенное среди 40 топовых бизнес-школ по версии Forbes показало, что каждая четвертая школа изменила своего декана в 2008-м году. А в 38% школ настоящее декан находится в должности не дольше 2 лет.
Дольше занимать свою должность удалось декана Tuck School of Business Паолу Даносу (Paul Danos), который работает на ней с 1995-го года. Вот каким, по его мнению, должен быть успешный лидер бизнес-школы.
«Декан должен удерживать баланс между интересами и желаниями нескольких важных участников учебного бизнеса — студентами, преподавателями и будущими работодателями, — утверждает он. У школы должен быть долгосрочный план, направленный в будущее, только так она может претендовать на звание престижной, а декан должен быть готов донести информацию об этой видение участникам учебной программы и показать, почему именно она является правильной (лучшей для бизнеса)».
Филипп Хаспеслах (Philippe Haspeslagh), представитель бельгийской Vlerick Leuven Gent Management School, с опытом работы в Стэнфорде и Гарварде, говорит так: «Управлять бизнес-школой — значит управлять бизнесом, который прежде всего должен оставаться учебным заведением. Очень важно убедить участников факультета адаптироваться, обновляться и быть готовыми к изменениям, но делать это в традиционном корпоративном стиле нельзя, ведь речь идет о школе. Нужен академический подход, компетенции, энергия и терпение».
«Основной вызов, который встает перед любым директором бизнес-школы, состоит в том, чтобы суметь совместить три критических направления: академический, бизнес-направление и интерес общества ... У каждого из этих направлений есть свои ожидания и ценности. При этом существует не так уж много людей, которые способны успешно совмещать интересы всех трех направлений».
Паоло Данос же убежден, что одной из ключевых навыков хорошего декана бизнес-школы является умение связывать между собой вопросы бизнеса и науки. «Мне приходилось видеть деканов, которые были чрезвычайно сильны в вопросах управления, не имея при этом фактически никакого научного опыта. Так же, как и замечательных ученых с разными докторскими степенями, тем не менее были слабыми управленцами. Недостаток одного или иной компетенции, на Увы, часто создает проблемы».
|