Ошибки руководителя
Самыми распространенными ошибками, которые легко совершить (и которые случаются на практике), являются следующие :
1. неподготовленность: собеседование не дает нужных результатов, если ведущий не подготовлен, если он не сосредоточен или нечетко представляет свои задачи; следует тщательно изучить все аспекты предлагаемой должности, избегать обобщений, говоря о штате работников и о фирме; иметь готовый план для выявления интересующих аспектов;
2. не делать заметок: если ведущий не делает заметок, ему легко запутаться, поэтому следует обязательно делать их для себя:
задавать риторические вопросы : ведущий как бы «телеграфирует», подсказывает нужные ему ответы на свои вопросы; наше мнение мы должны держать при себе;
3. мало слушать: в этом случае ведущий доминирует в разговоре вместо того чтобы быть внимательным слушателем: используйте молчание, хотя это и трудно, оно вынудит кандидата первым его нарушить;
4. предвзятые мнения и стереотипы: они часто таят в себе ловушку; следует проанализировать наши предрассудки и не позволять им исказить составленное нами мнение; к примеру, не следует допускать, чтобы внешний вид кандидата уводил нас от его объективной оценки;
5. ощущение «родства душ» с кандидатом: ведущий не обязательно должен «ладить» с кандидатом; не позволяйте личному отношению, кажущемуся ощущению гармонии оказывать на себя влияние; будьте очень внимательны даже когда ваши впечатления оказываются очень хорошими (в этом случае следует удостовериться в том, что вы серьезно оцениваете реальные качества кандидата);
6. народная психология: избегайте выступать в роли психолога-любителя;
7. трудные вопросы: не старайтесь избегать «неприятных» вопросов; задавайте дополнительные вопросы; не следует пренебрегать деталями : напротив, нужно досконально изучить их; вопрос «почему?» — это необходимый инструмент такого изучения и задавать его можно часто;
«эффект ореола»: ведущий стремится построить свое суждение не на основании действительных ответов кандидата, а собственных заключений, позволяя возобладать собственному мнению; такая практика отдаляет от действительности;
8. покупатель и продавец: ведущий собеседование должен, с одной стороны, оценить опыт кандидата с точки зрения покупателя, а с другой выразить свое суждение о его значимости (стоимости) и определить, насколько высок спрос на данного кандидата на рынке труда; если какой-то кандидат отвечает самым высоким требованиям и в данное время обеспечен хорошей работой, необходимо будет предоставить ему убедительные аргументы, чтобы побудить его поменять занимаемую должность, а это требует от нас ... самим перевоплотиться в продавцов (честных!).
|