Эффективное общение
Вопросы, которые следует задать себе перед встречей
- Мне ясна реальная цель, которую я собираюсь достичь от общения с сотрудником? Я хочу проинформировать? Мотивировать? Повлиять? Я хочу подтолкнуть моего собеседника к действию? Я хочу получить информацию или другое?
- Я ясно и точно определил основные положения сообщения, которое собираюсь передать?
- Каким способом лучше всего передать мое сообщение? Следует ли предпочесть личный контакт, или это будет реклама на подъездах, телефонный разговор, письменное сообщение или другое?
- Способствует ли окружающая обстановка, в которой проходит встреча, передаче моего сообщения? Если это не так, что я могу сделать для улучшения этой обстановки? Следует ли выбрать что-то более приемлемое?
- Если есть возможность выбора, то каков наиболее удобный момент для передачи моего сообщения? Если такого выбора нет, что я смогу предпринять, если нашему общению помешают или возникнут другие проблемы?
- Я обращаю внимание на мотивационыые, психологические, интеллектуальные аспекты поведения собеседника, на его знание обсуждаемого вопроса?
- Я отдаю себе отчет в моем отношении к собеседнику? Тон голоса, взгляд, поза и т.д. будут способствовать общению?
- Как я смогу проверить степень понимания и реакцию собеседника?
- Каким языком я воспользуюсь? Перед тем, как употребить сложные термины, следует объяснить их значение.
Основные ошибки, допускаемые при общении
- Нет четкого понимания реальных целей общения;
- нет логической схемы, внутри которой помещается информация;
- сообщение (даже если оно рассчитано на несколько минут) не подготовлено;
- неправильно выбраны место и момент общения;
- не обратить должного внимания на «обстановку», в которой происходит общение;
- не принять в расчет мотивацию вашего собеседника к тому, чтобы выслушать сообщение;
- пользоваться языком, недоступным пониманию того, кто слушает сообщение;
- не осознавать возможных предрассудков или личностных противоречий по отношению к собеседнику;
- принять позу человека, легко раздающего оценки и суждения;
- не проявить себя внимательным слушателем по отношению к собеседнику;
- не включить обратной связи с собеседником.
|