Эффективные способы погашения бюджетного дефицита
Расчет такого уровня дефицита бюджета более логично считать, как отношение разницы между запланированными государственными расходами и прогнозируемыми расходами к сумме доходов. Тем более, что рассчитываемый уровень дефицита по отношению к будущему объему ВВП (так как бюджет составляется за год вперед) будет основываться не прогнозом, а не точно по показателям.
Более эффективными способами погашения дефицита бюджета в настоящий период (исключая эмиссию, преобладавшею в предшествующий период) является привлечение средств через реализацию ГКО и иностранные кредиты. То есть, в качестве источников средств финансирования дефицита бюджета в проекте 2005года намечено использовать:
- внешние источники в размере 1,9 % к ВВП;
- внутренние источники в объеме не менее 10,0 млрд. сумов (тоже за счет поступления от приватизации госимущества и других не инфляционных источников).
Принято считать, что безэмиссионные проекты дефицита бюджета за счет этих двух источников более предпочтительно, так как способствует большей финансовой стабилизации. Укреплению курса национальной валюты сумма и снижение инфляции. Несомненно, жесткое ограничение на выпуск новых денег в кредитно-финансовой сфере, приводит к чисто номинальному снижению показателей уровня инфляции, но обратной этого процесса является усиление спада производства, в результате чего сокращение товарной массы неизбежно приводит к факторам способствующим росту цен.
Проанализировав основные тенденции в Республике Узбекистан, сопоставив важнейшие факторы можно сделать вывод о тесной взаимосвязи между динамикой уровня дефицита госбюджета, который обуславливает, либо усиление спада производства (в случае проведения ограниченной кредитно-финансовой политики), либо снижает темпы спада производства (в случае проведения более активной политики, но усиливая при этом инфляционные процессы). Эта проблема тесно связана с повышением действенности бюджетной политики и, следовательно, ликвидация бюджетного дефицита должна быть разложена на несколько взаимосвязанных подпроблем, решение которых должно происходить в общем, контексте реформирования бюджетной системы. Например, формировать бюджет с уровнем дефицита, превышающем прогнозные темпы роста ВВП, означает заведомое невыполнение основного финансового документа, так как в условиях спада производства будут сокращаться и налоговые поступления.
В этой связи возникает необходимость разработки комплекса взаимосвязанных мер способных повысить действенность бюджетной политики, поскольку, во-первых, бюджетная политика в целом сама по себе является важнейшим инструментом государственной макроэкономической политики, и во-вторых, тем, что активно влияет на другие важнейшие инструменты регулирования, которыми государство воздействует на макроэкономические процессы. При этом необходимо отметить, что здесь существует довольно сильная связь, так как и другие макро регуляторы оказывают влияние на положение бюджетной сферы и на необходимость корректировки бюджетной политики. Поскольку важнейшей функцией бюджетной политики является функция распределения и перераспределения, получаемых от налогов финансовых средств, то очевидно, что бюджетная политика, влияя, через механизм этого распределения, на все макроэкономические процессы имеет доминирующее влияние на другие макро регуляторы. В силу взаимосвязанности и взаимовлияния макро регуляторов, очевидно, что проблемы переходного периода национальной экономики не могли не привести к возникновению определенных и достаточно прогнозируемых негативных тенденций в самой бюджетной сфере.
Автор: Д.Р.Зайналов, О.Джурабекова
|