Характер - судьба бизнес-школ и их выпускников
Чтобы представить, какой будет бизнес-образование будущего, нужно оглянуться на 2500 лет назад. Когда греческий философ Герклит сказал, что «характер — это судьба». Эта древняя мудрость объясняет, каким образом сегодня бизнес-школы дифференцируют свои предложения для студентов.
Почему характер — это судьба для бизнес-школ и их выпускников? «Каждый из нас, кто имеет отношение к бизнес-образованию, должен спросить себя, какую роль мы имеем в бизнесе, если наши выпускники позволяют себе носить в карманах миллионы долларов, тогда как их бизнес гибнет от финансового кризиса», - написали профессора Гарвардской бизнес-школы Джей Лорш (Jay Lorsch) и Ракеш Куран (Rakesh Khurana) в ноябрьском издании BusinessWeek в 2008-м году.
Бизнес-образование становится все более гибким в ответ на потребности сегодняшнего дня. Общий «продукт» бизнес-школ становится более интегрированным, включает в себя широкий круг дисциплин. И, одновременно, все больше учреждений обращаются к аспектам этики и ценностей.
Какие уроки дал бизнес-школам кризис
Рецессия продолжает влиять на бизнес-школы. Примерно 50% МВА-программ жаловались на сокращение спроса в 2009-м году. Да это и логично, ведь в сложные финансовые и экономические времена компании стараются максимально сократить расходы на образование. Кроме того, высокий уровень безработицы вынуждает менеджеров, которым удалось сохранить за собой посты, брать на себя больше обязательств и работать интенсивнее. Когда же здесь учиться?
Впрочем, сокращение спроса в первую очередь повлияло на краткосрочные и вечерние формы МВА-программ. Количество же студентов, обучающихся на дневной форме МВА, осталось стабильно высоким. То же касается и ведущих бизнес-школ, коридоры которых не опустели, а конкурс людей на одно место продолжал быть достаточно жестким.
Оценивать?
«Сегодня очень важно провести оценку, — отмечает Гарри Карини (Gary Carini), декан Baylor University’s Hankamer School of Business — Перед бизнес-школами возникают важные вопросы: Каким будет программа в следующие пять лет? Насколько уместной выглядеть наша бизнес-школа на рынке? Насколько уязвима к рискам наша бизнес-школа? Готовы ли мы меняться в соответствии с тем, как изменяется наше окружающую среду? »
Иными словами, перед бизнес-школами возникают точно те же вопросы, на которые ищут ответы крупные компании, которыми управляют выпускники этих школ. И, откровенно говоря, бизнес-школам нужно найти в себе смелость ответить на вопрос: что они могут сделать лучше? Каким образом они могут помочь бизнесу выбраться из кризиса?
Гибкость станет ключевым компетенцией
Трудно поверить, но некоторым кейсам, которые до сих пор используются в учебном процессе различных бизнес-школ, уже исполнилось 20 лет. Неудивительно, что школам нужны новые, свежие инструменты и примеры. Учитывая скорость изменений и сложность бизнес-среды сегодня, МВА-программы должны обеспечить своих выпускников всем необходимым для выживания в этом турбо-скоростном мире.
Исследование бизнес-программ, проведенный в 2009-м году, показало, что наиболее эффективными оказались те, которые научились быстрее адаптироваться к изменениям, привнесенных финансовым кризисом. Такая способность к адаптации, быстрого изменения программ в соответствии с внешних потребностей, требует соответствующих администрацийних условий в школе. Иными словами, гибкость должна стать ее приоритетом.
Интеграция определять спрос
Как уже было упомянуто выше, адаптация обучения и исследований для отображения меняющейся бизнес-среды требует культуры доверия и сотрудничества. А это, в свою очередь, означает, что образовательные предложения будут лучше интегрированы.
Готовя студентов управлять людьми и организациями, бизнес-школы делают особый упор на интеграции дисциплин. Таким образом выпускники учатся принимать лучшие решения, используя знания из разных сфер.
«Эффективные бизнес-школы будут понимать, что современная и будущая экономика будет глобальным, — отмечает Линда Карлсон (Linda Carlson) из American Airlines — Поэтому уже сегодня нужно уделять особое внимание таким государствам, как Индия, Китай, а также Азиатским и Европейским регионам» .
Ценностям будет уделяться еще большее внимание
Важность этического образования уже сегодня становится очевидной. Многочисленные интриги и громкие скандалы в различных бизнесах (взять хотя бы Enron) как никогда показывают необходимость управления рисками, мастерства принятия решений и т. п. По сути, нужно переосмыслить фундаментальные принципы бизнес-образования. Выпускникам МВА необходимо вернуться к бизнесу с совершенно иным менталитетом — начать создавать ценность, вместо попытки удовлетворить акционеров.
О важности этического поведения свидетельствует и повальное увлечение таким понятием, как корпоративная социальная ответственность.
Растет количество студентов, готовых работать над созданием ценности в компании посредствам набора собственных ценностей. Все больше из них утверждают: «Меня не столько интересуют деньги, как возможность делать то, что мне нравится и благодаря чему я могу изменить мир к лучшему».
Предпринимательство и экономика
Рецессию принято считать самым сложным для экономики временем. Впрочем, она также вносит свою пользу в бизнес. А особенно — для предпринимателей, использующих кризис для запуска собственного бизнеса, может рано или поздно попасть в перечень Fortune 500.
Это объясняет, почему многие из бизнес-школ начинают предлагать курсы и программы по развитию предпринимательства. И они делают это не случайно. Как показывают исследования, наличие подобных курсов в программе университета действительно делает его более привлекательным для потенциальных студентов.
|