Сделает ли MBA вас лучшим руководителем?
Помогает бизнес-образование стать лучшим лидером? По мнению Германии Ибарра (Herminia Ibarra), профессора организационного поведения в Insead и Мортена Хансена (Morten Hansen), профессора управления в калифорнийском университете, а также в Insead, лидерские навыки могут зависеть в большей степени от возраста руководителя, а не от его образования.
Вдохновленные активной дискуссией о роли MBA в финансовом кризисе, эти два профессора решили проанализировать, действительно ли наличие бизнес-образования влияет на результативность топ-менеджеров. Глобальное исследование результативности генеральных директоров с момента, когда они заняли свой пост, показало, что руководители, которые имели бизнес-образование, в среднем превосходили своих коллег на очень незначительный процент по показателям результативности. Впрочем, рейтинг результативности 2000 генеральных директоров со всего мира показал, что руководители со степенью МВА в среднем занимали в рейтинге на 40 мест более высокие позиции, чем те руководители, которые не имели этого образования (а это уже довольно значительная разница с точки зрения статистики.
Откуда же взялся такой положительный эффект? Действительно ли образование МВА дает столь большое преимущество? Может служить этот факт оправданием для бизнес-образования, которую так много критиковали в последние несколько лет и даже обвиняли в том, что она стала причиной мирового экономического кризиса?
Очевидно, не все так просто. Чтобы понять, что же произошло, следует взглянуть на бизнес-образование во временном разрезе. По данным профессора Ракеш Куран (Rakesh Khurana), образование MBA пережила шесть значительных изменений в течение последних 20 лет. Перечень обязательных курсов и программ трансформировался от общих бизнес-тем, к более специализированным (аналитических). При этом исследовательский потенциал университетов часто работал почти в полной оторванности от реалий управления.
Поэтому стало логичным предположить, что эффективность бизнес-образования для руководителей со временем менялась. И если да, то каким образом изменилось ее влияние на выпускников? Увеличилась или уменьшилась ценность бизнес-образования?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, опять же нужно обратиться к возрасту управленцев. Средний возраст, когда человек становится генеральным директором — 52 года. Исследования же показали, что генеральные директора, которые заняли свой пост, когда им было менее 50 лет, получили большую ценность от МВА. При чем эта ценность пропорционально возрастала в зависимости от того, насколько младшими были студенты. И именно среди «младших» управленцев результативность существенно повышалась с наличием степени МВА.
Впрочем, исследование включало еще один метод деления — его участники делились на группы, которые заняли должность до 2000-го года и тех, кто стал топ-менеджером после 2000-го года. Как оказалось, эффективность бизнес-образования для людей, которые начали работать до 2000-го года, была выше, чем для тех, кто занял управленческую должность позже.
Вывод прост: если в момент вашего прихода на должность генерального директора вы были «молодые» (младшие 50 лет) и начали карьеру до 2000-го года, тогда ценность для вас диплома МВА будет очень высокой.
Такая зависимость эффективности бизнес-образования от возрастных и временных категорий снова поднимает болезненный вопрос: действительно ли ценность МВА сокращается? Или, возможно, именно сегодня она является как никогда важной, учитывая наше приближение к глобальной экономике "неуверенности?
|