Мотивация персонала
Мотивация — это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, обусловленной комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Сейчас в практике управления применяются различные теории мотивации, которые дают представление об основных принципах мотивации труда и свидетельствуют о роли мотивации в управлении персоналом.
Сущность теорий мотивации заключается в том, что человек, осознает ставящиеся перед ним задачи, зная то вознаграждение, которое он может получить за их решение, сопоставляет это со своими потребностями, возможностями и осуществляет определенную деятельность.
Тип мотивации — это основная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных потребностей. Таких типов может быть много в зависимости от цели исследования.
Наиболее распространены следующие три типа мотивации: I тип — работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; II тип — работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности; III тип — работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Основная масса работников в нашей стране (не менее 80%) принадлежит ко второму типу мотивации: мотивационное ядро основано на высокой (в их понимании) заработной плате.
Процесс мотивации неоднозначен. Его условно делят на шесть последовательных стадий, но в реальной жизни нет четкого разграничения стадий и обособленных процессов мотивации. Первая стадия связана с наличием или возникновением определенных физиологических, психологических или социальных потребностей. Вторая стадия связана с поиском возможных путей удовлетворения определенной потребности. Третья стадия — определение направления действий человека. На четвертой стадии тратятся усилия на выполнение действия, удовлетворяя определенные потребности. На этой стадии может происходить корректировка целей. Пятая стадия — получение вознаграждения за выполнение действия. На последней стадии человек либо прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает искать возможности для удовлетворения потребности.
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия труда, отношения в коллективе, карьерное развитие, творческий порыв и интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, жесткие внешние команды и внутренняя культура и т. д.
Создавая концепцию мотивации на предприятии, нужно определиться с объектами применения определенных видов материального и морального стимулирования. Отдельные их виды могут применяться ко всем категориям сотрудников, некоторые — к руководящему персоналу, есть виды морального и материального стимулирования, применяемые к высококвалифицированным специалистам, так называемой интеллектуальной элиты. Поэтому необходимо определить портфель человеческих ресурсов предприятия, что позволяет дифференцированно определить уровень деятельности и потенциала сотрудников.
Для развития любой успешной и перспективной компании, немаловажную роль играет внедрение инноваций и автоматизация бизнеса. Западные бизнес-гиганты давно практикуют данный вид развития успешности своего бизнеса. Черед за нами...
|