Понятие принципов менеджмента.
Принципы — это одно из ключевых понятий в менеджменте. Оно включает широкий спектр внутрифирменных отношений и отношений фирмы с окружающей средой (государством, общественными организациями, другими фирмами). Наиболее часто в понятие принципов вкладываются убеждения, которым следует форма в своей практической деятельности.
Объективной основой принципов являются экономические законы и система ценностей, действующих в обществе, таких, как отношение к человеку, понимание социальной справедливости, и др.
Убеждения составляют идеологическую базу принципов, на которую опираются определенные устойчивые правила и нормы предпринимательского и управленческого поведения. Эти правила и нормы не имеют юридической силы и выражают добровольно взятые на себя моральные обязательства, которые становятся моральными нормативами поведения.
Устойчивость не следует понимать как незыблемость принципов, которые в процессе изменения условий деятельности изменяют свою форму. Наряду с традиционными, длительное время существующими принципами возникают новые принципы.
Нормативный характер принципов придает им практическую направленность рекомендаций, которые доводятся до сведения всех работников фирмы и становятся образом их мышления и действий. По силе своего влияния на деятельность фирмы принципы менеджмента не уступают прямым руководящим указаниям.
Классификация принципов может быть различной. Различают общие принципы менеджмента и частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику и организационную культуру.
Известны принципы, сформулированные основоположниками науки управления У. Тейлором, А. Файолем, Г. Фордом, Г. Эмерсоном и др. В России одними из первых разработчиков принципов управления были А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев.
Известны принципы, используемые в условиях административнокомандной системы управления: демократический централизм, единство политического и хозяйственного руководства, эффективность, плановость, сочетание отраслевого и территориального управления, коллегиальности и единоначалия. Ряд этих принципов используется в условиях рыночного управления.
Для изучения и практического использования менеджмента наиболее удобна классификация принципов по признаку выделения отдельных функций и видов управленческих работ. Такая классификация позволяет сформулировать общие принципы менеджмента и специальные принципы реализации его отдельных функций, учесть вклад в разработку принципов известных ученых и фирм.
|