Структура процесса коммуникаций. Заповеди успешной коммуникации.
В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:
- отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение;
- канал или средство передачи информации;
- получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:&
- зарождение идеи или отбор информации;
- выбор канала передачи информации;
- передача сообщения;
- интерпретация сообщения.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникацией ного процесса.
Характеристика коммуникаций
Тип коммуникаций |
Этапы процесса
коммуникаций
|
Каналы коммуникаций
|
Межличностные
|
Зарождение идеи или отбор информации
|
Устная передача
|
На основе письменного общения
|
Выбор канала передачи информации
|
Совещания
|
Формальные
|
Передача сообщения
|
Телефонные переговоры
|
Неформальные
|
Интерпретация сообщения получателем
|
Письменная передача
|
Вертикальные
|
Реализация сообщения
|
Служебные записки
|
Горизонтальные
|
|
Отчеты
|
Вербальные
|
|
Электронная почта
|
Невербальные
|
|
Компьютерные сети
|
Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляйте на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
Десять заповедей успешной коммуникации
1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.|
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
6. Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.
7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
10. Учитесь умению слушать другого.
|