Социальный опрос
Обращались ли Вы за помощью к специалистам?

Главная arrow Идеи и теории

Идеи и теории

Управление в России: идеи, теория и практика

Управление в России развивалось с древних времен. Для обозначения этого явления использовались слова «управа» «управляющий» и т.п. Это находило свое отражение в письмах, законодательных актах. Слово «менеджмент» стало международным только в XX в. и стало широко использоваться в России в последней четверти нашего века.
Активизация развития взглядов на управление Россией отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило, прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».
Реформы Петра 1 затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций. Стремясь к ликвидации экономической отсталости, Петр I заботился о становлении крупной промышленности и одновременно поддерживал мелкое ремесленное производство, содействовал развитию сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли. Он рассматривал государство как направляющую силу в развитии хозяйства и воплощал свои взгляды в указах, инструкциях, регламентах. На современном языке это называется государственным менеджментом на макроуровне.
Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, А.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Их идеи отражали специфику развития России и отличались от западных. В целом они подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.
Выдающимся ученым и государственным деятелем был выходец из крестьянской семьи М.В. Ломоносов. По его убеждению, целью экономической политики государства должно быть благополучие, слала и процветание России. В своих открытиях во многих направлениях науки и проектах общественных преобразований он давал оценку с точки зрения их выгодности, экономической эффективности.
Заметный вклад в истории России ХVIII в. и в развитии экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10—12 уездов.
При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. В 1811 г. открыт специальный Царскосельский лицей, чтобы готовить дворянских детей для службы в центральных органах. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в  1864 г. — земскую и в 1870 г. — городскую реформы. Отмена крепостной зависимости крестьянства путем государственного решения дала толчок развитию аграрного сектора экономики. Органы самоуправления (земства) образовывались в уездах и губерниях, способствовали развитию социально-экономической и культурной жизни страны, так как были всесословными выборными. Они оказались жизнеспособной системой местного самоуправления. Отдавая приоритет в своей деятельности народному образованию, земства также достигли успехов в управления и здравоохранением и органами местной статистики. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ кредитовании крестьянских хозяйств, составлявших основу экономической жизни.
Однако в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке самоуправление не вводилось и руководство общественной жизнью осуществлялось из центра. В связи с тем, что отсутствовало центральное земское представительство, не образовывались эти органы в волостях, современники называли местное самоуправление «зданием без фундамента и крыши» и требовали образования Государственной Думы.
В начале XX в. государственное управление совершенствовалось по инициативе председателей Совета Министров С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Например, П.А. Столыпин прославился на весь мир проведением крестьянской реформы. В основном секторе экономики дореволюционной России — аграрном — были преобразованы изжившие себя помещичьи латифундии, разрушена крестьянская община с ее обшей собственностью на землю и созданы условия для образования частной крестьянской земельной собственности. Столыпин выступал против уравнительного распределения земли, считая, что этот принцип препятствует повышению плодородия почвы, внедрению агротехники, не стимулирует производительность труда.
На основании Земельного указа от 9 ноября 1906 г. были созданы организационные и финансовые условия для укрепления крестьянских хозяйств. Активизация инициативы крестьян, работающих на собственной земле, была безусловным шагом вперед, по сравнению с помещичьим землевладением, использовавшим различные формы внеэкономического принуждения. Эффективность государственных преобразований отразилась на экономических показателях. Так, уже с 1909 по 1913 г. объем производства основных зерновых культур в России превышал аналогичные показатели США, Канады и Аргентины, вместе взятых.
В 1909 г. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др. После убийства Столыпина (в 1911 г.) реформы не были осуществлены.

 




принципы работы
Структура процесса
Классификация
Бизнес-подход
Разработка условий
Цель организации
Виды менеджмента
Рыночная система
Идеи и теории
практическая часть
Необходимость контроля
Механизм контроля
Этапы контроля
Принципы менеджмента
Принципы управления
Сущность менеджмента
Деловое общение
Ответственность
Бизнес ответственность
Сущность и специфика
Предпринимательство
Организация труда
Менеджмент в теории
Общественный этап
Концепция управления
Кадровая служба
Отбор персонала
Наши друзья
 
 

 | © Uzee.ru  |