Социальный опрос
Обращались ли Вы за помощью к специалистам?

Главная arrow Классификация

Классификация

Классификация принципов менеджмента


К общим принципам менеджмента относятся. Принцип эффективности, характеризующий степень достижения целей фирмы и соотношение между полезным эффектом ее деятельности и затратами. Основной целью любой фирмы является получение прибыли, которая соизмеряется с ее капиталом и с оборотом. Применительно к конкретным работникам принцип эффективности реализуется в форме повышения производительности их труда, которую принято измерять отношением оборота к числу рабочих часов или к числу работников.
Принцип социальной ответственности дополняет принцип экономической эффективности и взаимодействует с ним. Социальная ответственность свидетельствует, что получение прибыли — это внутреннее дело фирмы. Существует цель более высокого порядка — выживание фирмы в долгосрочной перспективе. Долгосрочная выживаемость фирмы зависит не только от ее прибыльности, она включает в себя справедливое отношение к работникам, безопасность труда, качество продукции и услуг, выполнение экологических требований.
Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления означает, что в условиях рыночных отношений экономика автономна по отношению к политической и государственной власти.
Принцип ориентации на потребителя (маркетинг) означает, что производить надо то, что можно продать, а не наоборот. Маркетинг включает изучение потребностей и спроса, анализ рынка и покупательского поведения, установление цен, товародвижение от производителя к потребителю, рекламу, сбыт у его стимулирование.
Принцип системности в менеджменте включает совокупность методологических положений об управлении как едином целом с учетом его структуры, взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий составных частей, выявления роли и места каждой из них в процессе управления. Системный подход использует такие понятия, как система и подсистема, их элементы, внутренняя и внешняя среда системы, связи внутри системы и с внешней средой. Главным в системном подходе является отношение к рыночной экономике и менеджменту с точки зрения их целостности,
Принцип плановости деятельности фирмы в условиях рыночных отношений существенно отличается от аналогичного принципа в условиях административно-командного управления. В рыночной экономике план имеет прогнозный, ориентирующий характер, он составляется тем, кто его выполняет, и проверяется рынком. При административно-командном управлении иланирование носит директивный, априорный характер и отделено от выполнения планов. Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики существует наряду с государственным регулированием, которое устанавливает ориентиры и приоритеты развития экономики, имеющие характер рекомендаций.
Целеполагание, т. е. формулирование цели, является исходным пунктом планирования. Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда. Цели выражают желаемое состояние фирмы и задаются в виде траектории или целевых показателей. Основными требованиями при определении целей являются их конкретность и измеримость; ориентация во времени, достижимость, непротиворечивость.
Диверсификация, или многообразие деятельности фирмы, широко используется при разработке рыночной стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества. Смысл диверсификации состоит в том, чтобы вкладывать средства в различные сферы деятельности.
Приоритетность означает ранжирование целей и задач по их важности. Считается, что менеджер должен иметь не более пяти приоритетов, которые у разных фирм могут быть различными. Наиболее общими приоритетами в условиях рыночной экономики является: человек — финансы — технология. Приоритетность человеческого фактора перед остальными обусловлена определяющим его влиянием на результаты производства, а так ке высокой стоимостью рабочей силы.
Вариантность планировании — это разработка альтернативных решений, их сравнение, оценка и выбор наилучшего варианта. Правило вариантности гласит: в ситуации, для которой известен только один вариант решения, не принимать и не отклонять его, а найти другие варианты. Положительное решение принимается лишь в случае полной уверенности в его правильности.
Выполнение контрактов обеспечивает реализацию планов, соблюдение производительной, плановой и трудовой дисциплины, поддержание пропорциональности развития рыночной экономики, сбалансированность спроса и предложения, поскольку производство сверхплановой продукции, не предусмотренное контрактом и не обеспеченное спросом, исключается. Контракт в условиях рыночной экономики — это договор, т. е. соглашение двух или более лиц относительно купли-продажи, займа, найма на работу и других прав и обязанностей. Контракт может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Он предусматривает санкции за его невыполнение, как правило, в размере полного возмещения ущерба или упущенной выгоды.
Принципы организации управления включают разделение труда, сочетание централизации и децентрализации, горизонтальных и вертикальных связей, делегирование полномочий, соответствие полномочий и ответственности, простоту и гибкость структур управления и т. п.
Принцип разделения и кооперации труда в менеджменте характеризует специализацию управленческих функций и видов работ, их закрепление за отдельными структурными подразделениями и исполнителями, а также взаимосвязь и координацию их деятельности.
Сочетание централизации и децентрализации определяет собой организационную структуру фирмы и ее менеджмента. С этой целью различают ядро фирмы и ее периферию. В качестве ядра выступают материнская компания и ее управленческий штаб. К периферии относятся дочерние компании, отделения, филиалы фирмы и аппарат их управления.
Сочетание горизонтальных (партнерских) и вертикальных (иерархических) связей при ведущей роли горизонтальных связей. Этот принцип и определяет характер отношений между фирмами и внутри фирмы, означает свободу действий и жесткость в управлении одновременно. Горизонтальные связи означают равноправные отношения, вертикальные связи — это отношения соподчинения.
Принцип делегирования полномочий означает передачу одним субъектом управления другому части своих задач и прав.
Принцип единоначалия предусматривает единство распорядительства и персональную ответственность. Единство распорядительства означает, что каждый работник должен иметь только одного непосредственного начальника.
Принципы мотивации в менеджменте означают использование активных движущих сил (экономических, психологических и др.), ведущих к достижению целей фирмы и ее работников. К основным движущим силам деятельности работников (мотиваторам) относятся потребности, справедливость, вознаграждение и удовлетворенность трудом, его результатом и вознаграждением.
Сочетание коллективных и единоличных решений позволяет соединить их достоинства. Коллективные решения позволяют охватить различные стороны проблемы, вовлечь в ее решение большбе количество работников, учесть разнообразие мнений. Недостатком коллективных решений является то, что они требуют больших затрат времени.
Принцип коммуникаций в менеджменте состоит в поддержании связанности всех его элементов, которая обеспечивается путем обмена информацией между ними. Коммуникации охватывают информационные связи фирмы с окружающей средой, вертикальные связи соподчинения и горизонтальные связи сотрудничества внутри фирмы, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые, формальные и неформальные, прямые и обратные связи.
Принцип принятия решений — это требования, регламентирующие процесс их разработки и выбора.
Принципы контроля — это правила его эффективного осуществления, имеющие характер практических рекомендаций. Контроль составляет заключительную функцию в цикле улравления, обеспечивающем достижение фирмой своих целей. В процессе контроля выявляются проблемы в деятельности фирмы, соответствие фактических ее результатов стратегии, планам, принятым решениям, сложившейся ситуации. Контроль позволяет внести коррективы в деятельность фирмы.

 




принципы работы
Структура процесса
Классификация
Бизнес-подход
Разработка условий
Цель организации
Виды менеджмента
Рыночная система
Идеи и теории
практическая часть
Необходимость контроля
Механизм контроля
Этапы контроля
Принципы менеджмента
Принципы управления
Сущность менеджмента
Деловое общение
Ответственность
Бизнес ответственность
Сущность и специфика
Предпринимательство
Организация труда
Менеджмент в теории
Общественный этап
Концепция управления
Кадровая служба
Отбор персонала
Наши друзья
 
 

 | © Uzee.ru  |