Социальное партнерство
Участие персонала в управлении предприятием в большинстве промышленно развитых стран имеет разнообразные формы. Существуют два подхода: система участия в ФРГ, с одной стороны, и совместные консультации и коллективные договоры в Великобритании и США — с другой. Между ними находятся итальянские " внутренние комиссии", французские " комитеты на предприятиях", различные смешанные комиссии и шведская система " совместных решений".
Широкое распространение систем участия в управлении имеет место в Японии. Данные системы функционируют на всех уровнях национальной экономики: 1) на уровне рабочего места — в виде автономных бригад и всем извесных " кружков качества", 2) На уровне предоставления услуг, 3) на уровне предприятия — в виде производственных комитетов, включающих представителей персонала и администрации, 4) на уровне отраслей, где действуют отраслевые консультационные комитеты, состоящие из представителей профсоюзов, 5) на уровне национальной экономики, в масштабах которой существует ряд правительственных консультационных советов труда и капитала с участием представителей правительства, национальных профцентров и федерации предпринимателей.
В большинстве стран ЕС (за исключением Великобритании) формы участия персонала в управлении промышленными компаниями регламентируются соответствующими законодательными актами. Наиболее широкое участие персонала в управлении обеспечивается законодательством ФРГ и Нидерландов. Соответствии с законодательством этих стран на уровне компаний персоналом избирается до половины членов наблюдательного совета, который осуществляет надзор за общим положением дел в компании и назначает членов совета директоров. На уровне предприятий избираются рабочие советы, принимающие участие в принятии решений по таким вопросам, как время начала рабочего дня, регулирование условий и оплаты труда.
В противовес ФРГ и Нидерландам, во Франции и Испании участие персонала в управлении компаниями осуществляется в значительно более узких формах.
В ФРГ эксперты считают, что участие персонала в управлении компаниями эффективно только на уровне наблюдательных советов, а не советов директоров, которые должны формироваться из профессиональных управляющих.
Относительно конкретных форм участия персонала в управлении, британские эксперты предпочитают проведение коротких совещаний с участием представителей администрации и персонала, а не выборам надзорных и рабочих советов. По их мнению, выборные органы недостаточно заинтересованы в контактах и обмене информацией с администрацией компании. Вследствие этого часто не учитывается мнение ряда категорий работников.
Сегодня все большую роль начинает играть и умения персонала работать в единой команде. Необходимость этого признают как зарубежные, так и российские специалисты в области управления.
Один из главных факторов работы в команде состоит в том, что все подразделения современного предприятия настолько тесно взаимосвязаны, что разнородные менеджерские стили просто неэффективны. Другая, не менее важная причина — многогранность и сложность решаемых проблем, их комплексный характер. Сочетание в одном лице технической компетентности, владение экономическими, правовыми и управленческими знаниями в современном объеме — явление невероятное. Итак, менеджер обязан опираться на опыт и интеллект коллег, ответственных за различные направления деятельности предприятия.
Командный менеджмент, т. е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд, как одна из форм коллективного управления базируется на процессе делегирования полномочий. Почти все предприятия наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, чем те, с которым они могли бы справиться лично. Для того, чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности.
|